Форум » Библиотека-1 » Задним числом. Перевод. G, мини. Шляпа, НМП. » Ответить

Задним числом. Перевод. G, мини. Шляпа, НМП.

danita: Задним числом. Оригинальное название: "Second Thoughts". Автор: SnorkackCatcher. Переводчик: Данита. Оригинал: http://www.fanfiction.net/s/2978717/1/ Разрешение на перевод: получено. Жанр: просто разговор. Мини. Рейтинг: G. Персонажи: Шляпа, н. м. п. Дисклеймер: все герои принадлежат Роулинг. Саммари: Шляпа любит поделиться своими мыслями. А возможность выпадает нечасто.

Ответов - 8

danita: Ну, здравствуй. Решился всё-таки надеть меня ещё раз? Не удержался от искушения? Очень уж интересно узнать, что ещё я умею, кроме как распределять трясущихся от волнения первокурсников по факультетам да изредка ронять мечи на некоторые особо отчаянные головы? Ладно, не смущайся. Не ты первый, не ты последний. И не извиняйся – ты ни в чём не виноват. Вызвали к директору? Ничего страшного. Я уверена, что он просто хочет услышать от тебя некоторые подробности вашей вылазки – теперь, когда страсти несколько улеглись. Директору всё известно, и он считает, что ты вёл себя как нельзя более достойно. Он вообще о тебе самого высокого мнения. Мне тоже всё известно. Когда круглый год пылишься в этом кабинете, поневоле много чего будешь знать. К тому же я слышу, о чём ты сейчас думаешь. Нет, нет, не торопись меня снимать! Не по себе, когда у тебя в голове звучит чей-то голос? После всего, что с тобой случилось, это не удивительно. Не бойся; от меня ещё ни у кого не оставалось шрамов. А мне так редко удаётся с кем-то перемолвиться словом. Что я делаю весь год? Хороший вопрос. Лежу тут, слушаю, что говорят, и размышляю. Если уж начистоту, делать мне совершенно нечего. Раз в году, в начале сентября, меня выносят в Большой зал, и все с замиранием сердца ждут, что я скажу. А когда я спою свою песню и распределю всех первокурсников по факультетам, меня опять относят сюда и забывают обо мне до следующего года. Вижу, ты уже задумывался над этим вопросом и даже говорил со своими друзьями. Что ж, это делает честь твоей сообразительности. Ты совершенно прав – быть Шляпой чертовски скучно. Но не могу же я целый год придумывать новую песню для следующего Распределения. Так что мне остаётся лишь размышлять. К счастью, всегда можно найти, о чём подумать - даже когда круглый год лежишь на полке. А уж если эта полка находится в кабинете директора Хогвартса… Да ещё такого директора, деятельность которого не ограничивается школой… Я слышу всё, о чём он говорит с учителями, да и не только с ними. К тому же портреты бывают в разных местах и, возвращаясь сюда, рассказывают много интересного. Они вообще любят поболтать. Если подумать, то быть портретом тоже не слишком весело. Но чаще всего я думаю о тех молодых людях, в чьи головы мне когда-то довелось заглянуть, и о том, правильный ли я сделала для них выбор. Ты удивлён? Никогда не думал, что я могу сомневаться в своих решениях? Что ж, возможно, порой я и бываю слишком уверена в себе. Припоминаю, в одной из недавних своих песен я даже утверждала, что ещё никогда не ошибалась. Пожалуй, если хорошенько припомнить, то и не в одной. Когда целую тысячу лет делаешь одно и то же, поневоле начнёшь повторяться. Причём это чистая правда. И всё же, отвечая на вопрос, который ты не из вежливости не решаешься задать: да, бывает, что я сомневаюсь в правильности принятого когда-то решения. Задним числом – кажется, так теперь говорят? Когда узнаю, как сложились судьбы некоторых из распределённых мною студентов. Не пойми меня превратно: я никогда не направлю студента на факультет, который ему не подходит. Но это вовсе не значит, что мои решения всегда абсолютно правильны. Сделать выбор иной раз бывает очень нелегко. Я распределяю каждого студента на тот факультет, где его способности могут полностью раскрыться – но я не могу знать, что ждёт его в будущем. И не один из таких студентов сбивался с пути – в то время как, распредели я его на другой факультет, с ним было бы всё в порядке. Я не обладаю даром прорицания, увы. Как же я тогда делаю выбор? Вопрос разумный, и я рада, что ты его задал. Как известно всем – вернее, всем, кто на Распределении прислушивается к моим словам, а не к голодному урчанию в собственном животе – каждый из четырёх Основателей вложил в меня частицу своего ума. Точнее будет сказать, каждый из них вложил в меня частицу себя – что, позволь заметить, для уровня магии того времени было настоящим чудом. Но думаю, вы проходили это по исто… а, понимаю. В общем, они сделали так, чтобы я могла оценивать способности каждого первокурсника так, как оценили бы их Основатели; и направить его на тот факультет, на который направили бы его они сами. Кроме того, я использую и свой, накопленный за тысячелетие опыт…

danita: Должна признаться, на своём первом Распределении я трусила ничуть не меньше, чем ты на своём – а, ты не думал, что Шляпе может быть страшно? Ещё как может! Но Основатели были очень добры; они уверяли меня, что как нельзя больше довольны своими студентами и что сами распределили бы их точно так же. Это придало мне уверенности на будущее. Ты изумлён? Что ж, так и должно быть. Я поистине чудесная Шляпа. Скажу без ложной скромности: Хогвартсу со мной здорово повезло. Что, как сами Основатели распределяли студентов до того, как создали меня? Последним, кто спрашивал об этом, был волшебник, собиравший материалы для своей книги… помнится, он хотел назвать её "История Хогвартса". Ну, поскольку Основатели действительно вложили в меня частицу своего ума, постараюсь удовлетворить твоё любопытство. Как поётся во всех моих песнях, у каждого из хогвартской четвёрки было своё мнение о том, каким должен быть идеальный студент; и каждый Основатель старался заполучить тех новичков, которых считал самыми перспективными. Бывало, что новичок настолько идеально отвечал требованиям одного из Основателей, что остальные на него не претендовали, и тогда дело обходилось мирно. Но зачастую Основатели прямо-таки торговались за того или иного студента; а нередко доходило и до откровенных стычек. Да, стычек. Сказать по правде, они грызлись, как кошка с собакой. Разве в "Истории Хогвартса" об этом не сказано? Мда. Надеюсь, меня однажды наденет кто-нибудь, кто не поленился прочесть эту самую "Историю". Так о чём я? Да, они грызлись, как кошка с собакой – что не мешало им отлично сработаться. И вообще быть добрыми друзьями – иначе эта школа не просуществовала бы и года. При всех своих разногласиях они прекрасно ладили. Это случается не так уж и редко… Обычно Годрик, Салазар и Ровена оспаривали друг у друга понравившегося им первокурсника с пеной у рта. Даже покладистая Хельга иной раз могла заупрямиться и требовать, чтобы тот или иной студент учился именно на её факультете. Подозреваю, они все здорово обрадовались, когда Годрик подал идею насчёт меня. Теперь им было на кого свалить решение. И вину, в случае чего, тоже. Знаешь, иногда я думаю, что из Годрика получился бы отличный слизеринец. Поэтому Салазар так им восхищался… по крайней мере, до поры до времени. Тебе странно это слышать, не правда ли? Но ведь ты наверняка не раз замечал, как какому-нибудь первокурснику приходится добрых несколько минут просидеть на табурете, прежде чем я объявлю своё решение? Теперь-то ты понимаешь, почему. Да-да, это те самые студенты, характер и способности которых делают их идеально пригодными для двух, а то и более факультетов. В своё время Годрик и Салазар только что не с кулаками кидались друг на друга за каждого отважного, честолюбивого подростка; да и Хельга иной раз чуть ли не со слезами на глазах упрашивала Ровену отдать ей какого-нибудь усердного первокурсника, обладающего острым, пытливым умом… хотя уговорить Ровену ей редко удавалось. А поскольку во мне есть частица каждого из Основателей, я буквально слышу, как они спорят за каждого "универсального" студента. Таких новичков мне особенно трудно распределять, несмотря на весь мой тысячелетний опыт. Что? А что, если студент ничем не выделяется среди остальных? Тоже хороший вопрос. Есть и такие, и не так уж мало; но ведь и их надо как-то распределять. Я просто стараюсь направить такого студента на самый подходящий факультет. Точно так же поступали и Основатели. Им вообще приходилось немало поторговаться между собой, чтобы Распределение завершилось справедливо, и на каждый из факультетов попало примерно поровну и одарённых, и заурядных первокурсников. Причём Основателям ещё было легче, чем мне; они-то видели всю группу новичков. Я могу лишь поочередно заглядывать в голову каждому. Знаешь, мне всегда жаль последних в списке. В то время как их более удачливые товарищи уже сидят за столами своих факультетов, они ещё мнутся посреди зала. Разве что они отличаются незаурядными способностями или сильным характером – а иначе я просто отправляю их на тот факультет, где в этом году недобор. Но ведь заурядный студент останется заурядным на любом факультете. По крайней мере, так рассуждали Основатели – следовательно, и я тоже. Не волнуйся; ты не был одним из этих заурядных, даром что шёл предпоследним в списке. Тебя-то я сочла возможным направить на факультет, студенты которого отличаются уверенностью в себе; не забывай. Что? Может, я сделала это потому, что ты хотел туда попасть? Следуя, так сказать, семейной традиции? Что ж, ты не первый, кто задумывается над таким вопросом. Не беспокойся; никому не придёт в голову усомниться, что ты-то истинный гриффиндорец.

danita: Но в одном ты прав: желание первокурсника попасть именно на тот или иной факультет очень важно, и обычно я стараюсь не перечить. Так же поступали и Основатели. В конце концов, от учёбы гораздо больше толку, когда учишься с охотой, разве не так? И мало радости учить студента, который хочет учиться у кого-нибудь другого. И то, и другое в природе человека. Я могу судить об этом, ибо за тысячу лет многое узнала о человеческой природе, даром что сама её лишена. Или же у меня их целых четыре? Между прочим, сложный и чрезвычайно занимательный вопрос, ты не находишь? Да, пожалуй, твоя подружка поняла бы это намного лучше. Кстати, я её отлично помню. Распределить её было нелегко; о, нет. Ей так хотелось попасть в Гриффиндор – притом, что она не знала толком, что это за факультет такой – что её желание повлияло на моё решение. О, разумеется, она обладала всеми качествами, которые так ценил Годрик; иначе я ни в коем случае не направила бы её на ваш факультет. Но она из тех, чей потенциал легко бы мог остаться нераскрытым, сложись всё по-другому. Зная тебя и твоего друга, я нисколько не сомневаюсь, что тут вы ей здорово помогли. Да, именно помогли. И судя по тому, что я слышала от директора, он точно такого же мнения. Нет, насчёт неё у меня больше нет никаких сомнений. Теперь ты уже ни в чём не уверен? Полно; ты наверняка уже понял, что я не могу распределить каждого ad hoc. О, прошу прощения; я забыла, что в Хогвартсе больше не учат латынь. Я хочу сказать, что не могу сделать идеальный выбор для каждого первокурсника. В конце концов, я всего лишь наделена способностью рассуждать так же, как Основатели – до того, как они создали меня. Как они рассуждали потом, мне знать не дано. А ведь Основатели вполне могли со временем изменить своё мнение. Салазар-то, во всяком случае, изменил. И это не могло не повлиять на остальных. Порой я буквально слышу, как они предостерегают меня, что я не могу учесть всё. Так оно и есть. Я могу лишь использовать способности, которые в меня вложили мои создатели. И надеяться со временем достаточно узнать о том, что происходит во внешнем мире, чтобы понять, чем обернулись мои решения. Так что вот так. Я представляю, кто из Основателей захотел бы заполучить данного конкретного первокурсника на свой факультет; вспоминаю случаи из своей практики; позволяю разным частицам меня спорить между собой – и принимаю решение. В конце концов, разве у меня есть выбор? Для этого меня создали, этим я занимаюсь вот уже тысячу лет и буду заниматься, пока во мне есть нужда. Я осталась прежней – но Хогвартс изменился. Когда-то факультеты действительно были факультетами. Каждый Основатель сам обучал своих учеников, вёл у них все занятия, так что студенты разных факультетов виделись лишь во время трапез. Но потом Салазар покинул Хогвартс - и не отправлять же было его учеников по домам. Поневоле пришлось вводить совместные занятия. Со временем все преподаватели стали учить всех студентов. Последнее время – я имею в виду, последние несколько веков – вас всех учат одинаково. Принятые Основателями стереотипы устарели, и Распределение, если вдуматься, давно уже ни к чему. Замшелые понятия тысячелетней давности разобщают вас, порождают отчуждение, а нередко и открытую вражду. Теперь ты окончательно запутался? Право же, мне этого вовсе не хотелось. Но я уже тысячу лет наблюдаю, как действует заведенный Основателями порядок. Благодаря ему эта школа просуществовала десять столетий – и он же несколько раз приводил её на грань раскола. Хорош этот порядок или плох? Честно говоря, не знаю. Но наступает новый учебный год - и я снова распределяю первокурсников по факультетам. Традиции, знаешь ли, чертовски сильная штука. Особенно в таком консервативном мире, как наш. Я слышала, вы до сих пор носите мантии, освещаете свои дома свечами, пишете на пергаменте перьями, цепляетесь за тысячу других устаревших вещей из страха, что, отказавшись от них, уподобитесь магглам. Хорошо это или плохо, я тоже не знаю. Что, шаги? Ладно, снимай меня. Что-то я заболталась; не думаю, что директор это одобрит. Нет, погоди минутку. Раз уж я столько всего наговорила, выслушай ещё одну вещь - и суди сам, когда Распределение оборачивается во благо, а когда и нет. Потому что я знаю, о ком ты сейчас думаешь. Последние несколько месяцев мысли о нём не дают тебе покоя. И мне тоже. Видишь ли, он один из тех, относительно кого я сильно сомневаюсь в правильности своего решения. Задним, так сказать, числом. Возможно – возможно – мне следовало отправить его на другой факультет. Где он мог бы научиться тому, чего ему действительно не хватало. Этот первокурсник был уникален тем, что отлично подходил для любого факультета. Основатели препирались бы весь день до хрипоты за такого студента. В нём идеально сочетались достоинства, которые импонировали всем четверым. Отвага? О да. Он храбр, хотя окружающие и не считают его смельчаком. И он ценит мужество. Годрик гордился бы таким студентом. Ум? Ума ему не занимать – это я поняла мгновенно. Он везде был бы первым. Ровена была бы рада видеть его среди своих учеников. Честолюбие? Непомерное. И он из семьи чистокровных волшебников – настолько древней, что сам Салазар счёл бы его достойным учиться на своём факультете. Усердие? Трудолюбие? Настойчивость? Разумеется – они ведь всегда сопутствуют честолюбию. Хельга была бы счастлива заполучить его в число своих студентов. Но этот первокурсник, так же, как и ты, совершенно точно знал, где он хочет учиться. Он считал, что его место там по праву рождения – и я не стала перечить. Он стал первым учеником. Я слышала, даже был старостой школы. Перед ним открывалось блестящее будущее. Но судя по тому, что я слышу о нём последнее время, и по тому, что думаешь сейчас ты… Может, зря я пошла у него на поводу? Может, стоило отправить его на другой факультет – туда, где он стал бы несколько мягче? О, он и там был бы лучшим – он был бы лучшим везде. Но там он был бы не просто первым – он стал бы лидером среди сверстников, его уважали бы и любили, и у него были бы друзья; ведь на факультете, куда я его отправила, у него совсем не было друзей. Дружба могла бы несколько отвлечь его от честолюбивых устремлений, пробудить в нём снисходительность к людям, желание поступать по справедливости… пробудить в нём доброту. И предостеречь тем самым от множества серьёзных ошибок. Сюда идут? Ладно, клади меня на место. И всё-таки задним числом я иногда думаю: может, зря я не отправила твоего брата Перси в Хаффлпафф?


assidi: Концовка неожиданная :) И понравилась больше всего. Сам фик показался немного затянутым, но это не к переводчику :) Перевод хороший.

Malice Crash: Отпад - в конце упала.

danita: assidi Будем снисходительны к Шляпе: ей так редко выпадает возможность поговорить. Вот она и оттянулась Malice Crash

Ginger: danita хороший фик и замечательный перевод))

Lecter jr: danita респект вам за выбор фика и перевод! Большое спасибо, прочла с огромным удовольствием. И да, концовка рулит непомерно!



полная версия страницы